пятница, 4 марта 2016 г.

Что следует экономить в первую очередь

Мы должны использовать время как инструмент, а не как диван.
Джон Кеннеди И богатство, и бедность являются следствием, во-первых, образа мыслей, а во-вторых, привычек. Все богатые люди имеют привычку экономно расходовать свои деньги. Еще более характерной для миллионеров привычкой является бережное отношение к своему времени. А Карл Маркс вообще утверждал, что «всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени».

«Если вы теряете деньги, то их можно вернуть. Если вы теряете время, то теряете его навсегда» – эти слова Бодо Шефера как нельзя лучше иллюстрируют представление о ценности (а правильнее сказать, бесценности) времени у преуспевающих людей. Представление, определяющее привычки в поведении.
«Наилучший наставник во всем – привычка», – сказал давным-давно Плиний Старший. А он, помимо своей легендарной учености, был знаменит также своей способностью эффективно использовать свое время. Не было такого места, которое бы Плиний считал неудобным для ученых занятий; не было такого времени, которым бы он не воспользовался для того, чтобы читать и делать заметки. Он читал, или ему читали в дороге, за обедом и даже в бане, так как он считал потерянным всякий час, не посвященный умственным занятиям. Он был великим мастером в том, что сейчас называют тайм-менеджмент.
Всемирно известным специалистом по тайм-менеджменту является Алан Лакейн. Его бестселлер «Искусство успевать» разошелся тиражом более одного миллиона экземпляров, а созданная им система эффективного использования времени была успешно внедрена в таких корпорациях, как IBM, Bank of American, AT&T и других.
Вот что он пишет в разделе «Как я экономлю время»:
Я стараюсь получить удовлетворение от каждой минуты жизни, имеющейся в моем распоряжении.
Я стараюсь получить удовлетворение от всего, что я делаю.
Я – неисправимый оптимист.
Я стараюсь идти от победы к победе.
Я не трачу время на переживания по поводу своих неудач.
Я не трачу время, испытывая чувство вины в связи с тем, что я не сделал.
Я постоянно напоминаю себе: «Всегда можно найти достаточно времени для того, чтобы сделать важные вещи». Если это – важные вещи, я всегда найду время для того, чтобы их сделать.
Я каждый день стараюсь найти новый способ для того, чтобы воспользоваться им для выигрыша во времени.
Я встаю в 5 утра в будние дни (и рано ложусь спать).
Я съедаю облегченный обед, чтобы не чувствовать сонливость во второй половине дня.
Я не читаю газет или журналов (за редким исключением). Я лишь проглядываю газетные заголовки, когда прохожу мимо продавцов газет, для того чтобы знать о происходящем в мире.
Я бегло проглядываю книги в поисках интересных мыслей.
У меня нет телевизора. (Когда произошла высадка человека на Луну, мы с женой поехали в мотель, чтобы там посмотреть трансляцию этого события. Кроме того, мы брали напрокат телевизор во время съездов политических партий и кампаний по выборам президента страны.)
Моя работа расположена близко от дома, и я хожу на работу пешком. Лишь когда я ленюсь или спешу, я еду туда на машине.
Я анализирую свои привычки для того, чтобы избавиться от устаревших, или для их улучшения (выделено мной. – А.Г.).
Я раз и навсегда покончил с «ожиданиями». Если мне приходится ждать, то я рассматриваю такую ситуацию как «подаренное время» для того, чтобы расслабиться, попланировать или сделать что-нибудь такое, что я бы иначе не сделал.
Я ставлю свои часы на три минуты вперед для того, чтобы начать день раньше.
В моем кармане я ношу пустые карточки, размером с визитные, или библиотечные формуляры, чтобы записывать на них наблюдения или мысли, возникающие в голове.
Раз в месяц я пересматриваю свои жизненные цели.
Каждый день я просматриваю список моих жизненных целей и определяю, с помощью каких действий я смогу добиться их осуществления.
Я напоминаю себе о своих жизненных целях с помощью надписей, которые я сделал на отдельных листках бумаги, помещенных на стенах моего кабинета и на письменном столе.
Даже когда я выполняю ничтожные задания, я не забываю про свои долгосрочные цели.
Первое, что я делаю утром, – это планирую свою деятельность на целый день и распределяю дела по степени их значимости.
Я составляю список конкретных дел, которые следует сделать в течение дня, и распределяю их в порядке значимости, а затем стараюсь сделать самые важные дела как можно раньше.
Я заранее составляю расписание своей деятельности на три месяца вперед таким образом, чтобы обеспечить равномерное распределение нагрузки и разнообразие в занятиях на каждый месяц, а также зарезервировать «дополнительное время» для осуществления «горящих» проектов.

Я предоставляю себе возможность отдохнуть и награждаю себя, когда завершаю важные дела.
Я делаю значительные дела в первую очередь.
Я стараюсь добиться успеха не столько напряженным, сколько умелым трудом.
Я стараюсь выполнять только дела А и никогда не делать дела Б и В (речь идет о принципе Лакейна составлять список дел, а затем делить эти дела на группы – А, Б, В – в соответствии с их важностью. – А.Г.).
Я верю в свою способность верно распределять дела по степени их значимости и стараюсь придерживаться этого порядка, чего бы мне это ни стоило.
Я задаю себе вопрос: «Произойдет ли что-нибудь ужасное, если я не выполню этого дела?» Если ответ отрицательный, то я его не делаю.
Если мне кажется, что я начинаю медлить, я задаю себе вопрос: «Чего я стараюсь избежать?» – и, получив ответ, стараюсь встретить эту проблему лицом к лицу.
Я всегда использую правило 80/20 (правило Парето: 20 % дел приносят 80 % пользы и наоборот. – А.Г.).
Я начинаю работу с наиболее плодотворной части проекта, и часто после этого мне не нужно делать остальное.
Я стараюсь отбросить непроизводительную деятельность как можно быстрее.
Я предоставляю себе достаточно времени для того, чтобы сосредоточиться на выполнении дел высокой значимости.
Я развил у себя способность сосредоточивать свое внимание и свои усилия на одном предмете на протяжении значительных отрезков времени (иногда с помощью кофе).
Я сосредоточиваюсь последовательно только на одном предмете.
Я концентрирую свои усилия на предметах, которые принесут мне наиболее значительные долгосрочные блага.
Я стараюсь проявить особую энергию и упорство, когда чувствую, что могу победить.
Я приучил себя выполнять свой список «Что надо сделать», не пропуская трудных дел.
Я стараюсь осуществлять значительную часть своего мыслительного процесса на бумаге.
Я стараюсь делать творческую работу в одиночестве по утрам и использую вторую половину дня для встреч и совещаний.
Я определяю точные сроки для завершения дел для себя и других.
Я стараюсь активно вслушиваться в ход каждой дискуссии.
Я стараюсь не растрачивать попусту время других людей.
Я стараюсь поручить исполнение дел другим людям, если эти дела находятся в сфере их компетенции и они лучше могут с ними справиться.
Я обращаюсь за помощью к специалистам, чтобы они мне помогли в решении проблем, требующих особых знаний и специальной квалификации.
Я нанял человека, который разбирает мою почту и ведет контроль за моими телефонными звонками, а также следит за различными текущими делами.
Я стараюсь как можно меньше плодить бумаг и выбрасываю как можно больше ненужных бумаг.
Я стараюсь брать одну и ту же бумагу только один раз.
Я стараюсь сразу же написать ответ на большинство писем.
Я стараюсь, чтобы верхняя часть моего стола была освобождена для работы, и помещаю большинство важных бумаг в центр стола.
Все мои вещи имеют свои определенные места (поэтому я трачу минимум времени на их поиск).
Я выделяю три часа в месяц специально для того, чтобы разобрать различные пустяковые дела.
По выходным дням я стараюсь не думать о работе.
Я довольно часто расслабляюсь и «ничего не делаю».
Я исхожу из того, что некоторая часть моего времени неизбежно будет затрачена на дела, находящиеся вне моего контроля, но я не переживаю из-за этого.
Во время работы я стараюсь свести болтовню к минимуму.
Я постоянно придумываю шаги, которые можно принять сейчас для реализации моих целей.
Я постоянно задаю себе вопрос: «Как сейчас можно потратить время с наибольшей пользой?»
Но даже такой, казалось бы, исчерпывающий список приемов по управлению своим временем могут дополнить практические советы Харви Маккея, который совершенно справедливо указывает, что в вопросах экономии времени вы занимаете столь же хорошее положение, как любой, даже самый богатый человек.
Вот некоторые из его рекомендаций:
используйте автомобильный кассетный магнитофон для прослушивания записей, которые могут вас чему-то научить;
никогда не совершайте поездки, не имея при себе диктофона, благодаря которому вы сможете, не отрываясь от руля, надиктовывать для себя служебные записки;
всегда имейте при себе какой-нибудь полезный материал для чтения;
как-нибудь попробуйте всю неделю читать публикации по бизнесу в течение того времени, которое вы обычно затрачиваете на чтение спортивной страницы или раздела «Всякая всячина»;
пройдите курс техники скорочтения;
используйте телефонный автоответчик даже тогда, когда вы дома; это даст вам возможность избавиться от траты времени на бесполезные разговоры;
слушайте магнитофонные записи по вопросам бизнеса или радиопередачи на ту же тему во время пробежки или спортивных упражнений;

в середине рабочего дня пересматривайте очередность запланированных вами на сегодня дел и переделывайте свое расписание;
избегайте тех, кто зря тратит время;
намечайте любые встречи с теми, кто транжирит время, незадолго до того, как кончается рабочий день;
всегда смотрите на очередь в кассу в магазине, прежде чем решите сделать покупку.
Ну и в довершение несколько советов от автора настоящей книги, связанных в первую очередь с возможностями современных высоких технологий: если вы часто работаете в Интернете, то можете узнавать о новостях из заголовков на «Яндексе» и других агрегаторах новостей; также попутно – не включая специально для этого телевизор и не ожидая окончания выпуска новостей – вы можете узнать о погоде на завтра;
Интернет является, безусловно, необходимой вещью для современного человека, открывающий невиданные ранее возможности для образования, профессионального роста и даже для ведения бизнеса, однако если домашний Интернет вам не нужен непосредственно для заработка денег, то избегайте тарифов c неограниченным трафиком; халява располагает к трате времени на то, что вовсе было бы не нужно, если бы за это пришлось платить; кроме того, Интернет с неограниченным трафиком работает значительно медленнее обычного – так сказать, по остаточному принципу; приобретя карманный персональный компьютер («наладонник») типа Palm, вы сможете читать книги в электронном виде в абсолютно любом месте – даже стоя в переполненном вагоне метро и держась одной рукой за поручень или при недостатке освещения; КПК можно использовать для прослушивания аудиозаписей, а с помощью программ text-to-speech почти любой текст можно превратить в аудиокнигу.

Какие из вышеперечисленных советов использовать, а какие нет – решать исключительно вам, так как в конечном итоге любые действия должны определяться целями. «Если вы идете без цели, то нет смысла выбирать дорогу», – сказал когда-то Ральф Уолдо Эмерсон. Впрочем, он всего лишь другими словами высказал мудрость, известную с древних-предревних времен: «У корабля, который никуда не плывет, не бывает попутного ветра».

Комментариев нет:

Отправить комментарий